С 1 июля 2015 г. вступает в силу Закон Украины «Проособливості здійснення права власності у багатоквартирному будинку». Особенно интересен он для Днепропетровска, в котором система ЖКХ из-за странных решений городских властей оказалась в патовой ситуации. По новому закону мы сами можем выбирать тех, кто будет заботиться о нашем доме. Давайте посмотрим, как это делать, если пока что нет возможности/желания создавать ОСМД.
Кто собственник дома?
Как будет: Владельцы квартир и нежилых помещений являются совладельцами общего имущества многоквартирного дома.
Как было: Нам постоянно приходилось доказывать, что наши дома уже давно находятся не в коммунальной собственности, что решение Днепропетровского горсовета №46 от 27.11.1991 года «Про комунальну власність Дніпропетровської міської ради народних депутатів» (принято за полгода до принятия закона «Про приватизацію державного житлового фонду» 19.06.1992г.), согласно которому жилые многоквартирные дома отнесены к объектам комунальной собственности, давно уже противоречит нормам действующего законодавства. Это решение позволяло нашей местной власти, не спрашивая у жильцов дома, как совладельцев общего имущества, распоряжаться нашими подвалами, колясочными, переходными шлюзами и даже лифтами. Вспомните размещение рекламы в кабинах лифтов, у нас кто-то спрашивал разрешения на их расклеивание? В колясочных размещались мастерские ЖЭКов, полуподвальные помещения сдавались в аренду или продавались, перед этим выводились из жилого фонда. И здесь всегда возникал вопрос: как можно распоряжаться тем, чем не владеешь?
Кто управляет домом?
Как будет: Закон, четко определив хозяев, предоставил им возможность эффективно управлять своим домом и заботится о его содержании. Можете сами, создав ОСМД, можете нанять управителя. И лишь не определившимся в течении года, управитель будет назначен на конкурсной основе исполнительным комитетом. И вполне реально, что этим навязанным вам местной властью управителем может оказаться бывший ЖЭК или какой-нибудь недобросовестный Жилсервис. Выиграют от этого только сознательные, прекрасно понимающие, что все зависит от них самих люди, которым не все равно кому и за что они платят деньги.
Как было: Городские власти назначали по своему усмотрению исполнителей услуг по обслуживанию жилого фонда для тех домов, в которых не были созданы ОСМД. Это приводило к скандалам, взаимным обвинениям и даже к открытию уголовных производств.
Как выбирать управдома?
По новому закону, управляющим может быть физическое или юридическое лицо, у которого такого рода услуги указаны в видах деятельности. Поэтому, увидев, например, что в соседнем ОСМД работает честный и толковый председатель, вы можете предложить этому человеку пост управляющего вашим общим хозяйством. Кроме того, жители Жовтневого и Индустриального районов Днепропетровска, у которых волею городских чиновников, появилось сразу 2 исполнителя услуг, могут выбрать того, кто им больше нравится, и заключить соответствующий договор.
Как организовать соседей и начать совместно управлять своим домом?
1. Созвать общее собрание. Если в вашем доме нет ОСМД, вы можете выбрать управителя на общем собрании. Учитывая пассивность наших людей, задача кажется сложной, но это не так. Достаточно трем совладельцам проявить инициативу и созвать собрание, при этом не позже чем за 10 дней до назначеной даты проведения собрания известить каждого совладельца под роспись или направить сообщение рекомендованным письмом на адрес квартиры или нежилого помещения, принадлежщих совладельцу в многоквартирном доме. Кроме того, нужно разместить сообщение на видном месте при входе в каждый подъезд.
2. Проголосовать. Новшество в Законе – это голосование квадратными метрами. Решение считается принятым, если за него проголосовали собственники квартир и нежилых помещений, площадь которых превышает 75% общей площади дома. А вот решение по вопросам, связанным с выбором управителя или отказом от его услуг, а также выбором уполномоченных собранием совладельцев общаться с ним, принимается владельцами 50% общей площади дома.
3. Подписать протокол собрания. Решение, принятое на собрании, оформляется протоколом. Если на собрании не набрали необходимое количество голосов, проводится письменный опрос на протяжении 15 календарных дней от даты проведения собрания. Если необходимое количество голосов «за» так и не набрали, решение считается непринятым. Совладельцы собственноручно заполняют листы опроса, которые нумеруются, прошнуровываются и прилагаются к протоколу собрания.
4. Отнести протокол по нужному адресу. Протокол собрания по вопросам определения управителя и его отзыва, утверждения и изменения условий договора с управителем и избрания уполномоченного лица для взаимодействия с управителем составляйте (и подписывайте) как минимум в 3 экземплярах. Один из них пойдет управителю, другой — на сохранение исполкому горсовета, а третий останется у инициативной группы. Исполком горсовета должен разместить информацию о решении совладельцев на своем официальном веб-сайте.
5. Оповестить о решении всех совладельцев. Не позже, чем через 10 дней после принятия решения его нужно в письменной форме под роспись выдать каждому совладельцу. Если не все жильцы идут на контакт, отказникам решение можно направить на адрес квартиры или другого помещения рекомендованным письмом. Кроме того, разместите решение на видном месте при входе в каждый подъезд. Решение собрания обязательно для всех совладельцев.
Как взаимодействовать с управителем?
1. Подписать договор от имени дома. Договор с управителем подписывает совладелец, уполномоченный на это решением собрания совладельцев на условиях, утвержденных собранием. В данном случае меньшинство подчиняется большинству. И те, кто за этого управителя не голосовали, не могут отказаться от его услуг.
2. Получить свой экземпляр договора. Управитель на протяжении месяца после заключения с ним договора обязан предоставить или направить рекомендованным письмом каждому совладельцу экземпляр договора, заверенный подписью и печатью управителя. Договор заключается на один год.
3. Контролировать доходы и расходы. Управитель обязан открыть отдельный счет на каждый дом в его обслуживании, что позволит контролировать как поступление платежей, так и их использование. На сегодня эта норма прописана в Правилах управления домом, сооружением, жилым комплексом или комплексом домов и сооружений, утвержденных Приказом Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины от 02.02.2009г. № 13 и Типовом договоре о предоставлении услуг по управлению домом, сооружением, жилым комплексом или комплексом домов и сооружений, утвержденномПостановлением КМУ от 20.05.2009гю № 484.
4. Попрощаться с нерадивым управляющим. Типовой договор предоставляет возможность расторгнуть соглашение с управителем в случае получения негативного результата опроса совладельцев дома по поводу качества услуг.
http://zabeba.li/news/s-1-iyulya-ukraintsy-budut-iskat-upravdomov-kak-e-to-delat-pravil-no#more-723